^В начало
  
  
Get Adobe Flash player

Нас посетили

© 2009-2018 by GPIUTMD

Семья и дошкольное образовательное учреждение– два важных института социализации ребёнка

  1. Литературный обзор.

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».                                                    

В.А.Сухомлинский. [19]

В дошкольной педагогике организация сотрудничества с семьёй всегда одна из актуальных проблем человечества и главная составляющая в этой работе. Социологические исследования показывают, что эта тема обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами и все среди важных жизненных ценностей называют воспитание, которое не возможно без сотрудничества между семьёй, детским садом и создания единого воспитательно – образовательного пространства для детей.

Как показывают современные исследования «Кризисные ситуации в семье» (А.Б.Орлова ) [2], «Эмоциональная разобщенность» (А.Е.Михайловой, Е.П. Арнаутовой)  нестабильность ведет к нарушению детско- родительских  отношений.  У  многих  родителей  появилась  потребность  в «хорошем ребенке», что ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личного роста.

Для решения возникшей проблемы встала необходимость поиска новых форм работы с семьёй, так как традиционные методы не всегда эффективны.

В специальной педагогической литературе широко представлен этот вопрос. В методическом руководстве «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития» под редакцией Т.Н.Дороновой [13] представлены содержание, формы и методы работы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи.

В пособии Е.П.Арнаутовой «Педагог и семья» [6] дан практический материал по изучению семейного воспитания, оптимизации общения педагога с семьёй. В программе А.П.Щипицина «Азбука общения» [21] дан план по обучению навыка общения со взрослыми. Анализируя эту литературу пришла к мнению, что решение проблем сплочения семьи и воспитания недостаточно проводить только с родителями, как традиционно сложилось.

Необходимо координировать её с работой с детьми и вести её одновременно и параллельно. Согласна с такими авторами, как А.В.Дронь, О.Л.Данилюк     программа «Ребёнок-педагог-родитель» [12] ,  В.В.Горшенина

«Система работы детского сада по преодолению трудностей семейного воспитания» [3] и видим решение этих проблем в ходе создания единого воспитательно – образовательного пространства для детей и сотрудничества с семьей в эффективных формах взаимодействия через единую модель сотрудничества в условиях детского сада.

В толковом словаре Ожегова слово сотрудничать означает принимать участие в общем деле, работать вместе.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.

По мнению современных ученых, социализация признается как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей, в обществе знания, умения, навыки.

По мнению Н.И. Шевандрина: «Воспитание и обучение – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желаемых стереотипов поведения, качеств и свойств личности…» [20] .

Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении как целостный процесс, обеспечивающий непрерывность и преемственность этапов социализации детей, так как всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности.

Л.С. Выготский [8] отмечал, что ребенок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Для деятельности дошкольного образовательного учреждения это принципиальный факт; воспитатель для ребенка выступает определенным культурным образцом, носителем культуры. От его деятельности, в том числе связанной с введением ребенка в мир культуры, во многом будет зависеть дальнейшая социальная жизнь ребенка. Так как смысл успешного и полноценного социального развития может быть представлен именно в творческой социализации и индивидуализации, в сотворении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия.

К базисным характеристикам личности, служащими критериями оптимального социального развития ребенка, А.В. Запорожец [17] и его последователи относят следующие: компетентность, креативность, способность к инициативности, произвольность поведения и психических процессов в целом, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, развитое самосознание, способность к самооценке.

Процесс социализации ребенка-дошкольника, по данным современных исследователей (А.А. Майер, О.И. Давыдова и др.) [4] , протекает наиболее полно при следующих условиях:

  • благоприятная социальная ситуация развития;
  • посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;
  • организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.

  Опираясь на вышеизложенные факты, можно сделать вывод, что семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для достижения полноценной и успешной социализации ребенка-дошкольника необходимо их взаимодействие. Если дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции (унификации) ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию (дифференциацию) детского развития.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном   учреждении.

В дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 3 «Колокольчик» посёлка Мостовского педагоги уделяют большое внимание активной работе с родителями воспитанников.

Приоритетной задачей работы детского сада является повышение роли семьи, как социального института определяющего не только развитие ребёнка как личности, но и общества в целом.  Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить эти знания на практике не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога ДОУ, который способен теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка – дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Установление контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Для этого надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности, лучший способ воздействия через самого ребёнка.    Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально – педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие. Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультативные пункты, информационные стенды, родительские клубы...

Одного обмена информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника уже недостаточно. Актуальным на сегодняшний день является включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.  Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть - ребенок, а не потребности детского сада, не образовательная программа, тем более не методики обучения. Детский сад располагает большими возможностями для всестороннего воспитания детей. Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и поэтому имеет особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами и стремлениями своих товарищей. Но в то же время в условиях жизни ребёнка в детском коллективе нужно развивать его личность, сохраняя неповторимую индивидуальность. Семью же часто называют “школой чувств”, так как в семье в общении с родными у ребёнка формируется способность к сопереживанию, с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент. И нужно учитывать такой момент, что влияние семьи на ребёнка происходит непрерывно, постоянно. Семья воспитывает ребёнка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность. На ребёнка оказывают воздействие и особенности быта, уклад семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Родители воспитывают своего ребенка в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда они не вместе. Для ребенка имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми и о других людях, как родители радуются или печалятся, как они обращаются с друзьями и врагами, как смеются, читают газету и многое другое. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем ничего не пропускающих, любопытных и внимательных глаз ребёнка. Любить своих детей и мечтать о счастье для них недостаточно, нужно ещё и помочь своему ребёнку воспринимать правильно окружающий мир.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Воспитание-процесс целенаправленного формирования личности.

Взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Компетентность – успешное действие в конкретной ситуации.

Ключевые компетентности, сообразные дошкольному возрасту,- социальная, коммуникативная, информационная, деятельностная, здоровьесберегающая. Компетентность включает знания, умения, навыки, опыт, и отношение.

Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.

Социогенез - происхождение, развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных обществах и культурах.

Социальная компетентность – умение и готовность взаимодействовать с разными людьми в разных социальных ситуациях.

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Социометрия - совокупность методов и приемов, направленных на получение количественных данных о структуре межличностных отношений в малых группах и функционировании этих групп.

 

 

2.Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющейся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

В 2015 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации ребёнка».

Количественный состав группы составлял 37 человек, из них 18 мальчиков и 19 девочек. Количественный состав семей составлял 37. Количественный состав родителей составлял 72  человека.

Работа с детьми и родителями проводилась весь учебный год (2015 – 2016 г.г.) Большая часть детей воспитывается в полных семьях. Дети воспитываются в доброжелательной атмосфере и не ощущают себя ущербными.

В данной группе года работают два постоянных педагога.

Показатель уровня групповой сплоченности с низкой (в начале 2015 года) поднялся до среднего (конец учебного 2016 года). Взаимоотношения между детьми  стали ровные, спокойные. Изредка возможны конфликтные ситуации.

В тесной связи с воспитателями находится родительский комитет. Как показал годовой мониторинг успеваемости дошкольников, в группе хороший уровень усвоения информации. На занятиях дети внимательны, добросовестно относятся к выполнению полученных заданий.

У ребят привито бережное отношение к труду. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебных пособий.

      Воспитанники проявляют активность и творчество в проведении различного рода мероприятий. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты.

В группе царит доброжелательность и дружелюбная атмосфера. Бывали случаи негативного отношения детей к некоторым воспитанникам. Путем многочисленных отдельных бесед с родителями, а также с ребятами, конфликт был постепенно сведен к минимуму, а потом и вовсе исчез.

 У большинства дошкольников осознанная дисциплина, они умеют руководить и подчиняться. Внимание, доброта и забота взрослых вызывают появление адекватных чувств и отношений со стороны детей.

Ребята активно участвуют в праздниках и досуговых мероприятиях различного уровня.  Родители стали принимать активное участие в их проведении.

Итак, в целом коллектив группы целеустремлен, активно участвует в общественной деятельности, включается в предложенную работу.

  1. Педагогический опыт работы.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Дошкольное детство - период, когда формируются базовые ценности ребенка , закладывается фундамент стиля жизни , пишется сценарий его жизни , формируются многие, важные для последующих этапов развития человека, новообразования (Э. Эриксон, Л.С. Выготский и др.) [8], поэтому общество, ориентируясь на будущее, должно особое внимание обращать на условия развития ребенка в дошкольном возрасте. Существует множество причин материального, социального, нравственного порядка, создающих препятствия для полноценной реализации обществом своих обязанностей перед детьми. Среди них - отсутствие согласованной воспитательной среды детских образовательных учреждений и семьи.

 Для решения поставленных целей и задач был составлен перспективный план по работе с родителями, с целью реализации намеченной программы по улучшению взаимодействия между семьей и детским садом, в процессе социализации воспитанников (Приложение 5).  При реализации намеченного плана определились следующие группы задач:

- психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогической компетенции;

- изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

- подбор форм и методов сотрудничества с семьёй;

- создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и детьми;

- активизация   и   обогащение   воспитательно   –   образовательных   умений родителей;

- реализация единого подхода к охране и укреплению здоровья, воспитанию, обучению, развитию психических способностей детей в семье и детском саду, на основе Федерального  государственного образовательного стандарта;

- формирование  интегративных  качеств  личности  через  различные  виды деятельности.

Работу над данной темой педагогического опыта разделила на этапы :

  1. Подготовительный этап:

- изучение проблемы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду - представленной отечественной и зарубежной педагогической литературой;

- анализ психолого-педагогический литературы;

-                     изучение форм и видов сотрудничества семьи и дошкольного учреждения

в воспитании детей на современном этапе развития общества и подбор форм сотрудничества;

-                     организация системного адаптационного периода;

-                     разработка анкет для родителей; (Приложение 1)

-             разработка перспективного планирования по взаимодействию воспитателя с родителями и детьми;

-                     разработка конспектов занятий и игровых упражнений;

-                     разработка проектов;

-                     разработка консультаций, собраний, бесед, памяток;

-                     разработка игр по развитию речи;

-                     разработка сюжетно ролевых игр;

-                     разработка методики изготовления подарков для родителей;

-                     подбор стихов, песен, аудио-фонотеки;

-                     подборка оборудования и материалов;

-                 создание   развивающей,   игровой   среды,   дооснащение   нетрадиционным игровым оборудованием;

-                     организация праздников, утренников, конкурсов, фотовыставок.

2.Основной этап:

-                     привлечение родителей к совместной деятельности, направленной на развитие ребёнка и создание предметно развивающей среды;

-              реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и ДОУ на основе Федерального  государственного образовательного стандарта;

-              создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;

-                     внедрение всех разработок в воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и семье;

-                   оказание   квалифицированной   консультативной   помощи   родителям   по проблемам воспитания и развития ребенка;

3.Аналитический:

-               проведение  анализа  активности  родителей  по  сотрудничеству  с  ДОУ  и составление диаграммы. (Приложение №1)

Последовательное  проведение  всех  этапов  работы  позволило  разработать методику организации взаимодействия с родителями и детьми.

В качестве методической основы опирались на:

-культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, особенно в той ее части, в которой говорится о важнейшем значении социальных факторов для развития и воспитания ребенка в семье.

-теоретические положения выдающихся отечественных и зарубежных педагогов о значении педагогических знаний родителей, их ответственности за воспитание своих детей.

      В процессе сотрудничества с семьями использовались следующие методы:

-анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме воспитания;

-педагогическое наблюдение за воспитанниками группы и их родителями;

-педагогическое изучение влияния семьи на личностное развитие ребенка   с помощью тестов, анкет;

-анкетирование родителей с целью выявления их оценки - деятельности специалистов учреждения;

-количественно-качественный анализ полученных результатов.

Использование комплекса методов, а так же применение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй позволили нам эффективно реализовать поставленные задачи. Поэтапность форм работы, как показала практика, позволили нам развивать педагогическую компетентность родителей, помогать находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка. Широко используем в работе взаимосвязь со всеми специалистами образовательного учреждения: директором, медсестрой, методистом, воспитателем изобразительной деятельности, учителем-логопедом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором физической культуры - это позволяет развивать и воспитывать здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Современная дошкольная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм взаимодействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс взаимодействия с ребенком. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка; другие – не умеют этого делать; третьи – не понимают, зачем им это нужно. Во всех случаях нужна квалифицированная помощь ДОУ. Возрастание роли образования,  которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, ДОУ должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника в воспитании ребенка и создавать единое пространство для развития ребенка.        В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.  В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью номер один, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.

Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в его воспитании и развитии, взаимодействовать с педагогами дошкольного учреждения, то ребенок вырастит в полноценно развитую личность. Этим и определяется актуальность темы данной работы.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

 3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Научность работы определяется соответствием материалов основополагающим положениям, принципам, подходам современной педагогики и психологии в вопросах взаимодействия семьи и детского образовательного учреждения.

Система работы, по взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка построена  с опорой на исследования наших отечественных педагогов и психологов.

В опыте определены основные задачи педагогической деятельности, направленной на конструктивное взаимодействие между педагогами ДОУ и родителями дошкольников в процессе их социализации. Разработан алгоритм осуществления педагогической деятельности и определены необходимые педагогические условия по данной проблеме, выполнение которых обеспечит наибольшую эффективность:

  • использование разнообразных средств, для повышения компетентности родителей в вопросах педагогики;
  • построение педагогического процесса на принципах «Педагогики ненасилия», как приоритетного направления в педагогике нашего времени;
  • эффективное взаимодействие с родителями.

3.4. Результативность педагогического опыта.

Работа воспитателя многогранна. В процессе обучения детей воспитатель использует различные формы, виды и содержания работы, и вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

 Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Как показали данные анкетирования большая часть родителей -32 человека (88%) придерживаются демократического типа воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания; двое, из числа опрошенных (8%), предпочитают либерально – попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю;

один родитель (4%) использует в воспитании авторитарный тип, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

По результатам  диагностики в группе на 39,1% увеличилось число родителей – активистов; на 7,3% выросло количество родителей – исполнителей, на 46,4% уменьшилось количество родителей-наблюдателей. По результатам социометрического исследования у детей, отмечена положительная динамика социально-личностного развития (Приложение 1). 

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла ожидаемые результаты. Из сторонних наблюдателей, родители стали полноценными участниками образовательного процесса.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

3.5. Новизна представляемого опыта.

        Изменения, происходящие в дошкольном образовании, формируют предпосылки для поиска новых, современных методов сотрудничества с родителями.   После утверждения и введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) взаимодействие с семьями воспитанников признанно одним из основных  направлений осуществления образовательной деятельности по  реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

        Данный опыт основывается на ранее известных методиках, образуя систему, направленного взаимодействия ДОУ и родителей, согласно которой процесс социализации личности дошкольника в дошкольном образовательном учреждении является эффективным, вследствие того, что:

-в дошкольном учреждении реализованы условия включения семьи как микрофактора в процессе социализации личности ребенка-дошкольника;

- создана и реализована модель, обеспечивающая активное усвоение детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно - практического компонента их жизнедеятельности;

- разработаны рекомендации по учету условий, обеспечивающих полноценную социализацию личности ребенка-дошкольника в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.

3.6. Технологичность представляемого опыта.

Представленный материал – это апробированный, практический опыт работы. Опыт способствует социально-личностному развитию детей дошкольного возраста, основан на принципах активного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Представленный опыт не требует новых знаний от педагогов дошкольных учреждений, методы и приемы давно известны в педагогике, однако их комплексное использование на практике дает хороший результат и позволяет решать поставленные задачи.

Преимущества данного вида взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. Данная форма взаимодействия имеет определенные достоинства для создания условий полноценной социализации ребенка.

  • Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
  • Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса
  • Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
  • Это укрепление внутрисемейных связей, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
  • Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье, что (как и все перечисленные факты) является залогом полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраста.

3.7. Описание основных элементов представляемого опыта.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад -  место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2015 году, придя работать во вторую младшую группу, я начала работать над проблемой взаимодействия  детского сада и семьи по теме «Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка»

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по  четырем направлениям:

Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи» (Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Изучение семьи, ее воспитательного потенциала – важная задача в процессе взаимодействия ДОУ с семьей. Для диагностики полноценности процесса социализации ребенка необходимо диагностировать характер семейного воспитания.

Для решения данной задачи, среди родителей воспитанников проводилось анкетирование «Какие вы родители» (Приложение 1).

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей:

  • родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;
  • родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;
  • родители-наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это педагогическое просвещение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании – значимой части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношения и дать ребенку полноценное воспитание. Сложность в том, что к специалистам приходят семьи с запущенными ситуациями. Большинство живут, накапливая проблемы, живут, как живется («так жили родители и прародители, и ничего, выжили»).

Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций, ибо последние имеют специфику (необходимо знание медицинских, логопедических, психологических основ помощи своей семье и своему ребенку и т.п.).

Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимодействия между семьей и дошкольным образовательным учреждением, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связано с решением задачи педагогического просвещения родителей.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

В своей работе, я использовала активные формы и методы работы с родителями:

-родительские собрания («Давайте познакомимся!», «Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «Роль игры в развитии ребёнка» (Приложение 7) и др.);

- проекты «Моя семья» (Приложение 6), «Самый лучший папа»;

- консультации («Роль семьи в воспитании ребёнка», «Обучение с увлечением», «Если ребёнок плохо ест», «Воспитание любознательности у детей»  и др.) (Приложение 3);

-  выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями

(«Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза», «Мой папа», «Увлечения моей семьи», «Яблочный спас», «Открытка ко дню мамы», и др.) 

 - дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»);

- оформление  плаката «Моя счастливая семья»;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов (Приложение 2);

- оформление фотовыставок («Моя мама лучше всех», «Папа - солдат»);

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями (Приложение 5);

- оформление родительского уголка (Приложение 4).

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

В результате обогатился воспитательный опыт родителей.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Также пропаганда педагогических знаний о социально-нравственном воспитании ведется через систему наглядной агитации.

 Наглядно - информационные формы условно можно разделить на две подгруппы. Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно-просветительская направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей.

В папке «Рекомендации для родителей» размещается дополнительная информация о терминах, которые педагог использует в работе с детьми. Родители активно, с интересом отнесутся к заданию, обмениваясь информацией, обсуждая свои проекты между собой, делясь опытом.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

- родительские уголки;

- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»;

- картотека Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

- развлечения «День матери», «Наши бабушки»;

- спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй»);

- празднование дней рождений;

- выставки семейных коллекций.

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- изготовление пригласительных билетов;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

- индивидуальные встречи и консультации;

- изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю  яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

 

  1. Выводы.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Одна из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, повышения педагогической культуры родителей. Успех такого взаимодействия, сотрудничества повышает и успех семейного, домашнего воспитания.

 Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений. Таким образом, необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи и взаимопонимании, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей.

Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.

Для осуществления успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника в ДОУ должны соблюдаться следующие условия:

  • содержание образовательного процесса должно делать упор на учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, целостное развитие ребенка в единстве интеллектуально-аффективного, в системе знаний, опыта осуществления деятельности и эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу;
  • необходимо придерживаться условия природосообразности – учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей дошкольного возраста;
  • необходимо выполнять условие преемственности во взаимодействии ДОУ и семьи для успешного построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечения развития детей. Родители должны быть ознакомлены с перспективным планом работы по ознакомлению детей с социальной действительностью. Для этого каждый месяц в родительских уголках должен размещаться перспективный план по изучаемой теме и предлагаться рекомендации по работе с детьми: беседы, экскурсии, совместные мероприятия.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.  

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список используемой литературы и интернет-ресурсов.

  1. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.
  2. Орлова Л.Б. Возрастная и педагогическая психология. - М. Педагогическое общество России., 2008.
  3. Горшенина В.В. Система раьоты детского сада предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. Изд. Панорама., 2006.
  4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. -
  5. Апарина И.И. Детские проблемы Российской Федерации, на пороге третьего тысячелетия: краткий аналитический обзор. – М.: НТЦ Развитие, 2000.
  6. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.
  7. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М., 2003.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Педагогика-Пресс, 1996.
  9. Давыдова О.И., Атемаскина Ю.В. Защита прав детства: Метод.рек. для студентов и работников дошкольного образования/ Под ред. О.И. Давыдовой. Барнаул, 2003.
  10. Давыдова О.И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях// Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. –С.119-128.
  11. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №1. С.41-48.
  12. Данилюк О.А., Дронь А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок-педагог- родитель». Изд. Детство – Пресс., 2011.
  13. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособ. для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. –138 с.
  14. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Метод. рук. для работников дошкольных учреждений/ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. М., 2001.
  15. Зверева О.Л. Детский сад и семья: первые годы революции и современность// Управление ДОУ. 2002. №4. С.110-114.
  16. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Издательство Педагогика. 1986.
  18. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003.
  19. Сухомлинский В.А. Сборник педагогической мысли. Издательство политической литературы., 1982.
  20. Шевандрина Н.И. «Социальная психология в образовании» .- М.: Владос., 1999.
  21. Щипицина А. П. Азбука общения. Изд. Детство – Пресс., 2010.
  22. Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Гуманизация детско-родительских отношений. Красноярск, 2003.
Copyright © 2013. ДОУ №3 "Колокольчик" Rights Reserved.